Умер Вахтанг Кикабидзе... По сами знаете какому поводу - мой старый текст про фильм "Мимино".
"Мимино" - это самый советский фильм. Это не грузинское кино, не российское кино - это советское кино. Причем гениальное. Это, наверное, самый советский фильм за всю историю советского кино. Не "Кубанские казаки", не "Коммунист", даже не "Служебный роман" - именно Мимино.
Недавно пересматривал, в очередной раз в этом убедился. Там даже "грузинские" эпизоды, которые тогда воспринимались жуткой экзотикой - тотально, предельно советские. При случае обратите внимание, когда герои говорят на грузинском и когда на русский переходят - одно это стоит пары докторских диссертаций по социологии. Лучшего слепка с того общества не сделал никто. Рязанов в Служебном романе очень точен, но все-таки слишком универсален, слишком "общечеловечен". Его история могла произойти где угодно, данелиевская - только в СССР.
И очень показательно, что от мира, показанного в Мимино, не осталось ничего - вообще. Даже гостиницы "Россия", где жили летчик-эндокринолог и фальшивый профессор Хачикян. Остались разве что грузинские старики в горах, да эйфория летчиков в небе, но это вещи из середины сути смысла жизни, от них так просто не отвяжешься.
А больше - ничего. Ни "Сулико" в репертуаре кабацких лабухов, ни самих лабухов, ни танцев в ресторанах, ни кепок-аэродромов, ни пунктов междугородней телефонной связи, ни шапок из газеты, ни самих газет уже практически.
И даже выданная Рубику модель 26Б с офигительной гидравликой, она же КрАЗ-256Б, снята с производства еще в 1993 г. и больше не выпускается.
Все умерли, это грустно, но естественно.
Мир моего детства и юности к реальности имеет примерно такое же отношение, что и сериал "Игра престолов". И это, к сожалению, нормально.
Это раньше в эпоху сотни поколений укладывались, сейчас все так ускорилось, что за одну жизнь может смениться несколько эпох. Вокруг меня вот уже третий мир меняется, постепенно начинаю привыкать.
Все равно злиться глупо, это процессы тектонические, не по наши муравьиные масштабы. "Надо благодарно принимать", да. Все остальное глупая суета и зряшный перевод нервов.
А останется только то, что говорит о самом важном и глубоком. О том, что не меняется даже с изменением мира.
Я не знаю фильма, который бы лучше "Мимино" доносил нехитрую истину, что все мы - люди. Существа одной крови. Проще говоря, я не знаю другого такого фильма, в котором идея интернационализма была бы столь естественна, органична и ненатужна.
Для автора "Мимино" тезис "все люди - братья" на внутреннем ощущении располагается где-то между "2+2=4" и "Волга впадает в Каспийское море".
И это тоже, к сожалению, ушло. И только иногда, посмотрев старый фильм, мы вспоминаем, что жить можно и по-другому.